ИСКУССТВО ИНТЕРЬЕРНОЙ ЖИВОПИСИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ИНТЕРЬЕРНАЯ РОСПИСЬ — НЕОДНОЗНАЧНЫЙ, НО ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОПУЛЯРНЫЙ ВИД ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА, ПРИ ВСЕЙ СПОРНОСТИ НЕ ТЕРЯЮЩИЙ СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ. ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ИМЕЕТ БОГАТУЮ ИСТОРИЮ И АССОЦИИРУЕТСЯ С ИМЕНАМИ ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ХУДОЖНИКОВ. В ЭТОМ ОБЗОРЕ МЫ РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРНОЙ РОСПИСИ И ОПРЕДЕЛИМ МЕСТО ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ.

ИСТОКИ ПОЯВЛЕНИЯ НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ

Красота оказывает определенное воздействие на чувства и эмоции, вызывая творческое вдохновение и душевное спокойствие. Именно поэтому стремление человека к красоте и гармонии в своей среде обитания зародилось еще в далекой древности, в эпоху позднего палеолита. Древний человек реализовывал потреб- ность в красоте с помощью настенных рисунков — иллюстрациями сюжетов своей повседневной жизни. Можно сказать, что таким образом «художник» передавал собственный жизненный опыт с помощью искусства.

В истории есть и доказательства того, что наши предки бережно сохраняли произведения интерьерной живописи (даже неизвестных авторов), потому что понимали их ценность: одним из ярких примеров является пещера Шове на юге Франции, в долине реки Ардеш, с невероятным разнообразием доисторических наскальных рисунков, выполненных с помощью угля и красной охры. Таким образом, грот Шове 130 веков (! ) служил своеобразной галереей-выставкой доисторических художников.

Представить, каким был Древний Рим и как выглядел Палатин можно по фрескам виллы в Боскореале, на юге Италии, в двух километрах от руин города Помпеи. Перед нами роскошный город на холме с пышным садом. На продольных стенах росписи почти зеркальные — это иллюзорная архитектура, созданная воображением художника. Основная часть фресок с виллы Боскореале сейчас экспонируется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке; небольшая их часть выставлена в Археологическом музее Неаполя.

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАСТЕННОГО ИСКУССТВА

Шли годы, на смену одних цивилизаций приходили другие, однако искусство росписи продолжало стремительно развиваться и становиться востребованным. Например, в античном мире минойские дворцы Крита были украшены уже не просто первобытными рисунками — живописные полотна больше походили на настоящие произведения искусства. Водорастворимые краски на свеженанесенном штукатурном грунте — это всем известная техника фрески, ярким примером которой являются произведения Кносского дворца — единственно сохранившегося масштабного архитектурного объекта минойской эпохи – «Парижанка», «Акробаты с быком» и «Царь-жрец».

Художественная роспись стен и потолков эпохи барокко привносит в искусство яркость и сочность красок, динамизм композиций и неординарность сюжетных линий. В этот период появляется «плафонная» живопись — роспись потолков, обрамленная лепниной. Известными мастерами, работавшими в этой технике, были Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. Яркий пример «плафонной» техники — роспись свода Сикстинской капеллы.

В эпоху рококо «плафонная» живопись трансформируется, на первый план выходит преобладание пасторального жанра и «идеальных» образов моделей — мифологических персонажей, возникает утрата личностного образа как главенствующего смыслового центра картины и используется утонченная цветовая палитра. Выдающимся художником эпохи рококо является Джованни Баттиста Тьеполо с показательным произведением того времени — росписью потолков венецианского дворца Скуола Кармини.

Техника фрески достигает пика популярно- сти в эпоху Возрождения. Яркие примеры таких произведений — знаменитая во всем мире фреска «Сотворение Адама» Микеланджело, «Афинская школа» Рафаэля и роспись потолка в Дощатом зале в замке Сфорца Леонардо да Винчи. Стоит отметить, что работа в данной технике требует высокого мастерства — после высыхания результат практически не подлежит исправлению.

В этот же период времени появляется другая техника интерьерной росписи — альсекко — нанесение краски на сухую штукатурку, которая может использоваться не только для внутренней отделки, но и снаружи, на фасаде здания. Известным примером произведения в такой технике является произведение «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ ИНТЕРЬЕРНОЙ РОСПИСИ

В нашей стране фресковая живопись появилась в X веке. Величайшими художниками Древней Руси были Андрей Рублев — выдающийся русский иконописец и мастер монументальной живописи и его известная фреска «Страшный суд», Феофан Грек — византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей с его работой «Спас Вседержитель» (роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде) и Дионисий — ведущий русский иконописец и мастер фресок с его знаменитым изображением святого Николая на куполе Ферапонтова монастыря. Эти художники являются основоположниками русской настенной живописи. Феофан Грек и Андрей Рублев вместе украшали иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля.

Позднее искусство интерьерной росписи в технике фрески продолжили такие знаменитые мастера, как Григорий Гагарин, русский художник-любитель, иллюстратор, исследователь искусства, архитектор, автор росписи церкви Святого Николая в Мариинском дворце в Санкт-Петербурге, и Михаил Врубель, русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных ремеслах, скульптуре и театральном ис- кусстве, автор настенной росписи древней Кирилловской церкви в Киеве.

ДРУГИЕ ТЕХНИКИ НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ

Наиболее долговечной разновидностью фрески является техника сграффито (в пер. С итал. «выцарапывать») — согласно технологии стена сначала покрывается черным грунтом, затем белым, после чего создается рисунок путем выскабливания белого слоя до появления черного. Эта техника зародилась в античности, ее использовали в средневековье, но пик ее популярности пришелся на эпоху итальянского Возрождения.

Знаменитыми зарубежными примерами работ в технике сграффито считаются керамические панели на Гран Мезон де Блан в Брюсселе архитектора Оскара Франсуа и художника Анри Прива-Ливемон; отель Сомберлани в Брюсселе архитектора Поля Анкара; «Дом Куши» в Брюсселе архитектора Поля Куши; керамический тимпан «Посвящение Праге» на Общественном доме в Праге архитектора Освальда Поливки и художника Карела Шпиллара.

К русским шедеврам в данной технике можно отнести верхний тимпан «Прин- цесса Грёза» на гостинице «Метрополь» в Москве архитектора Вильяма Валькота и художника Михаила Врубеля; портрет К. Э. Циолковского в одноименном Государственном музее истории космонавтики в Калуге художника Бориса Тальберга и сграффито «Игры детей» на доме № 2 на улице Фадеева в Москве художника Бориса Чернышева.

На фото: Покрас Лампас и его каллиграффити на крыше «Красного Октября»

К более современным видам интерьерной настенной живописи относят техники аэрографии и граффити. Аэрография — способ нанесения краски путем ее распыления специальным аппаратом-аэрографом; используется внутри помещения практически на любом типе поверхности (не только стены, но и, например, обои) и позволяет создавать не только плавный градиент, но и реалистичные изображения. Всемирно известными художниками-аэрографами были Энди Уорхол, Джексон Поллок, Аллен Джонс и Питер Филипс.

Граффити как одно из направлений искусства росписи признали не сразу, долгое время эта «уличная» техника воспринималась как вандализм и появлялась как реакция художников на социально-политические проблемы. В настоящее время граффити в широком понимании можно назвать «идейным» искусством. Сами произведения создаются аэрозольными баллонами и акриловыми красками и сегодня успешно используются в обустройстве городских пространств, оформлении фасадов жилых комплексов и дизайне интерьеров.

Из знаменитых уличных художников и их всемирно известных работ можно выделить Покраса Лампаса и его каллиграффити на крыше «Красного Октября» в Москве; Кита Харинга с его фирменной работой «Радиоактивный младенец»; Дмитрия Врубеля с его «Братским поцелуем» в Берлине; авто- ра рекорда, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, Эдуардо Кобра с масштабным полотном «Этинас» в Рио-де-Жанейро.

Отдельного внимания заслуживает скандальный уличный художник Бэнкси, работы которого считаются произведениями искусства, а их уничтожение сравнимо с вандализмом. Наиболее популярным его произведением считается граффито «Девочка с воздушным шаром», две версии которой расположены в разных местах Лондона.

Итальянский художник Мануэль Ди Рита (Manuel
Di Rita), более известный под псевдонимом Peeta,
создает эффектные 3D-фигуры на стенах домов,
на холсте и даже в виде скульптуры

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Искусство интерьерной росписи имеет богатую историю, уходящую глубоко в древность. Несмотря на примитивность древних полотен, уже тогда у человека существовала тяга к художественному осмыслению интерьера, и с помощью творчества люди реализовывали потребность в красоте и подчеркивали жизненные ценности.

После многовековой транформации интерьерной росписи искусство настенной живописи вышло на новый уровень — приобрело авторские черты, разделилось на разнообразные техники и подарило миру понастоящему великих художников, работы которых являются произведения- ми искусства и становятся примером для подражания и источником вдохновения для многих современных мастеров.

На сегодняшний день интерьерная роспись является по-прежнему актуальным способом использования произведения искусства как средства для придания помещению индивидуальности, уникальности и изысканности и вряд ли потеряет свою актуальность еще долгие годы.

Поделитесь с друзьями!