ДЕЛО ВКУСА,

или Сказ о походе искусства в массы

Господа дизайнеры и архитекторы, а как у вас обстоят дела с агрессией? То есть что вы думаете в тот момент, когда ваш потенциальный заказчик включает смартфон с целью демонстрации своей насмотренности? Что вы эмоционируете в те моменты, когда он начинает рассуждать вслух о разнице ваших с ним вкусов? А на требования не навязывать свое дизайнерское мнение на его квадратные метры, когда от вас всего-то требуется, что сформулировать «мои хочу» в чертежи и картинки? Хотите, поговорим об этом? Давайте начнем с того, что мы с вами живем уже в 6-й Рос- сии. Россия киевская, Россия татарского периода, Россия московская, Россия петровская (императорская), советская Россия и, наконец, Россия… история покажет, какая она — эта современная Россия. И если в киевской России зародилась культура более высокая, чем в то время на Западе, то уже к московскому периоду, пройдя через христианизацию татарско- го царства, наша цивилизация базировалась на постоянном сопротивлении латинскому.

ЕЛЕНА БАСОВА

ДИЗАЙНЕР

8 (914) 709-71-72
h_basova@mail.ru
@belka__design

Западу с его обычаями. Вообще этот момент в нашей истории, пожалуй, самый любопытный — оговорка, что называется, по стокгольмскому синдрому: первобытно-природное язычество легко слилось с византийским православием, оказавшимся авторитарным на протяжении всей последующей истории страны, в то время как оформленный по категориям европейский образ жизни, благоприятствующий образованию и развитию циви- лизации, не просто не зашел, а воспринимался как вражеский много долгих лет… Хотя это вполне предсказуемо, ведь «Московское царство было почти без-мысленным и без-словес- ным»*. А мыслить и выражать их великими литературными словами и бесценными художественными произведениями искусства Россия начала лишь с петровской эпохи. Собственно, с этого момента и начал образовываться класс интеллигенции — вперед преимущественно из более культурной части дворянства, позже из священников и диаконов, потом присоединились мелкие чинов- ники, мещане… после революции крестьяне, сегодня, подозреваю, политики. Только и здесь мы отличились от четко органи- зованного Запада, где класс intellectuels — это люди интел- лектуального труда и творчества (ученые, писатели, художники, профессора, педагоги…). А в Рос- сии интеллигенция разночинная, объединенная исключительно социальными, а может быть, даже и политическими идеями. Кстати, тоталитаризм, который почти всегда ходил рука об руку с этими самыми идейными замыслами, — тоже часть необъятной русской души. И вот за 70 лет советской Рос- сии произошло невероятное: замещение искусства на… либо идеологию, либо андеграундное сообщество. Отсюда и сложив- шийся стереотип, что «публика воспринимает искусство как недоступное простому смертно- му»**. Эта ошибка, как ударная волна от взрыва, до сих пор колышет наши массы, не находите? Вроде бы уже лет 20 живем в другой России, но мало что изменилось в этом направлении. Как в одном из своих интервью говорил Сан Саныч Слюсарев: «От восприятия «однопартийного» перешли к «глянцевому»… Это лучше, но вкус оставляет желать! Микояновская колбаса лидирует…»

«В ОБЩЕСТВЕ, КОНЕЧНО, ДОЛЖНЫ БЫТЬ
НОРМЫ — ЭТО ПОНЯТНО. НО ПРИМЕНИТЕЛЬ-
НО К ДИЗАЙНУ — БЫЛО БЫ ПРИСКОРБНО,
ЕСЛИ БЫ ВСЕ ДЕЛАЛИ ВСЁ ОДИНАКОВО,
ЭТО УЖЕ НЕ БЫЛ БЫ ДИЗАЙН»

Сара Кристефферрсон,
историк дизайна из Швеции

Итак, даже при знании такой минимальной базы исторического фундамента становится очевидным, что такое явление 6-й России, как «евроремонт», имеет более глубокие социалистические корни. Ведь оно, это явление, прежде всего продиктовано желанием перечеркнуть историю, выкинуть все старое, заменить на новое — блестя- щее… и одноразовое. Кто из вас помнит тот момент, когда на свалку выбрасывались деревянные буфеты, а на их место водворялись пресловутые стенки от угла до угла комнаты? Правда, позже и они отправлялись в лучшем случае на дачные участки доживать свой век, уступая сцену мебели из более современного ДСП…\

Но если интерьеры — достаточно индивидуальная часть нашей жизни, то с архитектурой все совсем печально и одновременно глобально. Интерьер, если не нравится, может быть нами проигнорирован и вычеркнут из жизни как дискомфортный элемент. Архитектура же — это постоянное влияние на нашу психику, на нашу насмотрен- ность и культурное воспитание (читаем между строк — воспитание эстетики пропорций и цветовых сочетаний).

Поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий