VLADIVOSTOK DESIGN SCHOOL ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ИМЕНА В ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ
Выживают
не сильнейшие,
а самые креативные
Организаторы Vladivostok Design Week уверены – у Владивостока есть все шансы стать сильной площадкой для старта предметных дизайнеров и развития локальных производств. Как смелая идея вырастить на приморской земле собственные кадры для сферы дизайна воплотилась в создание первой Vladivostok Design School и что ждет проект в будущем, рассказывают Юлия Мешкова, Даниэла Пика и Екатерина Ткаченко.
― Когда мы разговаривали с вами в прошлом году, Vladivostok Design School была только в планах. И вот она случилась. Расскажите о том, как возникла идея создания школы и что помогло воплотить ее в жизнь?
― Идея школы не родилась случайно. На протяжении пяти лет, ежегодно работая над концепцией каждого нового сезона Vladivostok Design Week, мы набирали обороты по усилению лекционного блока, понимая запрос местных дизайнеров на получение дополнительных компетенций. В рамках фестиваля для настоящей прокачки специалистов существует ограни- чение по времени. Да, мы знакомим публику с именитыми дизайнерами и топовыми производствами, показываем трен- довые направления в отрасли, помогаем нащупать вектор развития, но все прекрасно понимают, что режим edutainment (education – «образование» + entertainment – «развлечение») ― это «расставление реперных точек» и не каждый сможет в дальнейшем продолжить самообучение в выбранном направлении. Далеко не вся информация находится в общем доступе, да и структурировать полученные знания для обретения новых навыков без опытного тьютора практически невозможно. Идея открытия школы преследует глобальную цель.
Прежде всего ― через подготовку специалистов повысить качество дизайн-контента на Дальнем Востоке. Так, начав с производства предметов с уникальным дизайн-кодом, локальные авторы и мастерские смогут выйти на национальный уровень и далее транслировать русский дизайн на международный рынок.
Каждый «студент» нашей школы — это не просто один человек, а его возможность подключить к проекту до пяти участников от одного производства или студии
Столярное ателье SERGEY OZHEREDOV произвело обеденную зону из пяти предметов «Формы уникальности»
Дизайнер Галина Адамчик спроектировала и произвела комод/ систему хранения Приморье 21/12
― Кто ваши педагоги и студенты? Как работает школа, могут ли в нее попасть все желающие?
― На данный момент в школе представлен флагманский интенсив «Дизайн-производство: от концепции до прототипа», который длится три месяца и стартует в зиму и лето.
Наши «студенты» ― это дизайнеры интерьеров, архитекторы, технологи мебельных производств, столярные мастерские. Это состоявшиеся в индустрии профессионалы, у которых существует запрос выхода на совершенно новый уровень. Например, дизайнер интерьера, который занимался только проектированием частных или общественных интерьеров и комплектовал проекты мебелью разных производителей, получает собственные компетенции в проектировании и прото- типировании предметов мебели и декора, производит их на мощностях выбранной мастерской, получает не только предмет «имени себя», но и роялти с продаж.
« Предпочитаем не мечтать, а делать
Мы прекрасно понимали, что образовательную платформу необходимо строить либо качественно, либо никак. На данном этапе в штате преподавателей нашей школы нет ни одного локального специалиста, качественно преподавать «предметный дизайн» не могут люди, которые ни разу не сталкивались с производством. Все эксперты ― практикующие предметные и промышленные дизайнеры, преподаватели и руководители кафедр производства мебели и промышленного дизайна Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова и Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.
… Дизайнер Елена Богданович ― декоративные подушки- игрушки «Лисы Тобизя»…
― Какое впечатление произвели на вас ребята во время обучения?
― Это время первых! Первый выпуск школы останется в наших сердцах навсегда, а жителям города подарит новые имена в предметном дизайне. Поверили в себя и нашу программу семь команд-участников. Каждый «студент» нашей школы ― это не просто один человек, а его возможность подключить к проекту до пяти участников от одного производства или студии. Обучение проходило максимально интенсивно ― по шестнадцать часов в неделю онлайн-лекций с учетом временной разницы с Москвой и Санкт-Петербургом, невероятное количество «домашних заданий», офлайн-работа с куратором интенсива непосредственно в мастерских. Сказать по правде, подобные акселерационные проекты на Западе, как правило, заканчиваются презентацией проектов «на бумаге»
… Команда LPTV DESIGN разработала коллекцию мебели и света «Море-лед», вдохновившись зимним «твердым» морем Владивостока
участники получают одобренный экспертами продукт и самостоятельно определяют его судьбу – производить или отдохнуть пару лет. В нашем случае шесть из семи команд произвели предметы в рамках трехмесячного интенсива. Мы-то верили в наших владивостокских, а вот эксперты курса были в приятном шоке!
― Реально ли на ее основе вырастить кадры для сферы дизайна, воспитать вкус, понимание, видение или она в большей степени является «ситом», инструментом отбора, способным привлечь и отобрать самых талантливых среди творческой молодежи?
― Вырастить кадры – безусловно да, в этом и цель. Если для этого необходимо просеять всех и найти таланты, то так тому и быть. В нынешних реалиях выживает не сильнейший, а самый креативный.
Дмитрий Иванов и его мебельная фабрика FORMS создала уникальную кухню-сундук «Не болтай в постели с китаянкой! »
― Если говорить о первых заметных успе- хах ваших студентов, на Vladivostok Design Week 2022 была представлена отдельная экспозиция с предметам мебели и декора, которые были ими спроектированы и про- изведены. Расскажите о ней подробнее.
― Такие успехи действительно сложно не заметить. Все предметы, произведенные нашими «студентами», были спроектированы с учетом поиска локального дизайн-кода.
Например, команда LPTV DESIGN разработала коллекцию мебели и света «Море-лед», вдохновившись зимним «твердым» морем Владивостока. В коллекцию вошли придиванные столики из толстого матированного стекла, напоминающие морскую льдину с отверстием для ловли рыбы «Лунки», диванный модуль «Нет волне», образ которого вдохновлен бетон- ным волнорезом, покрытым глазурью из замерзшей морской воды, и декоративный подвесной светильник «Мормышка», являющийся известным атрибутом зимней подледной рыбалки — удочкой для ловли корюшки.
Дизайнер Галина Адамчик спроектировала и произвела комод/систему хранения Приморье 21/12, символизирующую пересечение двух эпох, существовавших на одной территории: древней цивилизации чжурчжэней XII века и современного Приморского края XXI века.
Дмитрий Иванов и его мебельная фабрика FORMS создала уникальную кухню- сундук «Не болтай в постели с китаянкой! » с глубоким отпечатком азиатской культуры, присущим каждому горожанину.
Компания LUSAMB произвела модульные пуфы в форме каменей, а дизайнер Елена Богданович ― декоративные подушки- игрушки «Лисы Тобизя», обе команды вдохновились побережьем мыса Тобизина на Русском острове.
Семейная столярная компания Salangin.craft разработала концепт кресла «Суб- страт», а столярное ателье SERGEY OZHEREDOV произвело обеденную зону из пяти предметов «Формы уникальности», где с помощью столярного искусства отразило собственное трепетное отношение к городу.
― Правда ли, что эти экспонаты отправят- ся на выставку конкурса-биеннале «Приду- мано и сделано в России»
― Нам и самим сложно в это поверить, но да! На выставку конкурса «Придумано и сделано в России» во Всероссийский музей декоративного искусства в Москве попа- дают лучшие дизайнеры, ведь это самый престижный конкурс в области предмет- ного дизайна в стране, где имя победителя автоматически вписывается в историю современного предметного дизайна (музей закупает «предмет-победитель» для постоянной экспозиции). Таким образом, музей формирует постоянную экспозицию пред- метов дизайна для будущих поколений.
Возможность предоставить свои работы на выставку получают только участники шорт-листа ― дизайнеры, отобранные экспертным советом, из числа которых и будет объявлен победитель. Мы испытываем гордость за своих ― в шорт-лист попала серия мебели «Формы уникальности» от SERGEY OZHEREDOV. Это не просто ком- плект мебели, а признание в любви городу, где каждый предмет коллекции отражает его отличия и единство. Названия предметов отсылают к знаковым местам Влади- востока: стул «Орлиное гнездо», скамья «Эгершельд», стул «Проспект Красоты», стол «Золотой мост» и табурет «Несоветский» ― донор всей коллекции.
LPTV DESIGN со светильником «Луи 20», спроектированным ранее, ― второй участник шорт-листа от Дальнего Востока.
Кстати, на сайте конкурса www. contest.damuseum. ru уже идет народное голосование. Давайте поддержим наших!
― Вдохновил ли вас первый интенсив на продолжение этого проекта? Какие планы у школы в 2023 году?
― Безусловно. Планы школы ― проведение двух интенсивов (зима и лето-2023), участие с экспозицией в Дальневосточной креативной неделе в июне и в юбилейном сезоне Vladivostok Design Week в сентябре, работа над проектом помещения Vladivostok Design School и организация точечных туров по самым сильным производствам в России и знаковым событиям в индустрии.
― Давайте помечтаем: Vladivostok Design School через 5–10 лет ― какая она? Есть ли желание как-то расширять этот проект?
― Предпочитаем не мечтать, а делать. Мы точно знаем, что через пять лет Vladivostok Design School располагается в отдельном здании, где есть все от учебных классов до лаборатории прототипирования. Школа собирает под своей крышей «студентов» со всего Дальнего Востока и является самой сильной площадкой для старта предметных дизайнеров и развития локальных производств.