VLADIVOSTOK DESIGN WEEK:

В СЕНТЯБРЕ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ПРОЙДЕТ ДОЛГО- ЖДАННОЕ СОБЫТИЕ В СФЕРЕ ДИЗАЙНА — ЕЖЕГОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДИЗАЙНА, АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА VLADIVOSTOK DESIGN WEEK. КАК ПОДОБНЫЕ ПРОЕКТЫ МОГУТ ПОВЛИЯТЬ НА ЖИЗНЬ ВЛАДИВОСТОКА, ЧТО ТАКОЕ ДИЗАЙН-КОД, ПОЧЕМУ #PROВОСТОК — ЭТО ИНТЕРЕСНО И ЗАЧЕМ НУЖНА ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ДИЗАЙНА, РАССКАЗАЛИ ДАНИЭЛА ПИКА, ЮЛИЯ МЕШКОВА И ЕКАТЕРИНА ТКАЧЕНКО.

— В сентябре Vladivostok Design Week в третий раз распахнет
свои двери для жителей Владивостока. В чем главная цель, так
сказать, сверхидея проекта?

Даниэла: С одной стороны, это повышение профессионального уровня дизайнеров города и региона, а с другой — насмотренности местных жителей. Не все посещают выставки в Москве, не всем это надо. А ведь дизайн, он во всем, что находится вокруг нас. Любая вещь, к которой вы прикасаетесь, — результат работы промышленного дизайнера. Люди не всегда это осознают, хотелось бы обратить на это их внимание.

Юлия: Конечно, это популяризация дизайна… Например, этот стол придумала я (смеется). Хотя к нам приходят не только за дизайном. Людям просто нравится наш фестиваль, само куль- турное событие, которое мы создаем.

— К чему стремитесь? Чего хотелось бы достичь? Предполо-
жим, из года в год фестиваль случается, и что благодаря ему
происходит? С городом, краем, профессионалами?

Даниэла: Профессионалы повышают свой уровень. Конечно, мы не образовательное учреждение. Но, привозя спикеров на каждое наше мероприятие, мы расставляем определенные реперные точки для дизайнеров. Если профессионал стремится расти, он послушает нашего спикера и пойдет дальше в самообразование. Потому что уровень подготовки дизайнеров во Влади- востоке на сегодняшний день не очень высок. У нас нет частных школ наподобие Британской высшей школы дизайна, Школы деталей… Специалистов готовят только ДВФУ и ВГУЭС. Студенты после получения дипломов идут в свободное плавание, не имея возможности в дальнейшем получать какие-то дополнительные знания. Поэтому мы привозим сюда именитых спикеров. Причем мы с Юлей — люди среды, а не просто организаторы. Екатерина — юрист. У нас достаточно жесткий входной фильтр на качество, мы отбираем самых лучших. Местные дизайнеры их слушают и затем принимают решение, в каком направлении им развиваться.

Если говорить о глобальном развитии проекта, то, во-первых, это дополнение фестивальной истории города. Потому что в России на сегодняшний день Фестиваль дизайна есть только во Владивостоке и Санкт-Петербурге. А во-вторых, нам бы хо- телось в будущем открыть в нашем городе Дальневосточную школу дизайна.

«МЫ ХОТИМ СТАТЬ ПЛОЩАДКОЙ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ, КОЛЛАБОРАЦИИ, НА КОТОРОЙ МОЖЕТ РОДИТЬСЯ КАКОЕ-ТО СООБЩЕСТВО, КОТОРОЕ ПОВЕДЕТ ГОРОД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ»

— Возможно, невысокий уровень при-
морских специалистов как раз и связан с
тем, что у местных жителей нет той самой
насмотренности, культуры, понимания и,
соответственно, высокого запроса в сфере дизайна? И если
«подрастут» требования жителей,
профессионалы тоже вырастут?

Даниэла: Да, конечно! Сходить на Бородинскую, посмотреть, как выставляют свою продукцию интерьерные компании — это одно, а посетить фестиваль, где организация идет на грани создания арт-пространства — совсем другое. И пока человеку это не покажешь, у него не родится понимание, что так можно. Вкус нужно воспитывать. И в этом как раз и заключается наша задача — показать жителям, как можно организовывать пространство.

— Каждый фестиваль проходит под знаком определенной темы.

Тема пилотного проекта звучала как #Приветпредмет, в 2020 году — #Дизайнгдеты. Тема третьего сезона звучит как #PROвосток. О чем это?

Даниэла: Каждый год мы выбираем опре- деленную тему. В первый год мы выбрали тему #Приветпредмет и знакомили горожан с предметным промышленным дизайном, показывали, что наши соотечественники могут делать дизайн, «выдумывать» столы и стулья. Что вовсе не обязательно покупать китайские подделки или отдавать все сбережения за итальянскую мебель.

В прошлом году мы выбрали актуальную тему #Дизайнгдеты, по- тому что год был очень тяжелый. Хотелось донести до граждан, «запертых» пандемией в своих квартирах, что дизайн все время находится вокруг нас. Он никуда не делся. Мы познакомили зрителей с предметным дизайнером Григорием Горковенко, который живет в Хабаровске, но его проекты разлетаются по всему миру. Он делает интерьеры в Сингапуре, Ванкувере и при этом не собирается покидать Дальний Восток. Вещи, которым он дает жизнь, завоевывают все мировые премии в области предметно- го промышленного дизайна.

«НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТЕХ, ЧТО С НАМИ УЖЕ ТРИ
ГОДА, РАСШИРЯЮТ СВОИ ЭКСПОЗИЦИИ, БЕРУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЛОЩАДИ. ХОТЯ, КОНЕЧНО,
МЫ СРАВНИВАЕМ НОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
С ПРЕДЫДУЩИМИ СЕЗОНАМИ,
СТРЕМИМСЯ ПОВЫШАТЬ ПЛАНКУ»

В этом году у темы #PROвосток двоякое прочтение. С одной стороны, PRO — это сокращение от слова «профессиональный». Мы показываем только топовые интерьерные компании. Ни для кого не секрет, что во Владивостоке существуют другие интерьерные выставки, мы очень тепло относимся к их органи- заторам, но на нашем фестивале присутствуют только профессионалы. Мы отбираем лучших.

С другой стороны, хотелось бы в этом году поговорить про Восток. Геополитическое положение Владивостока (у нас рядом Азия) рождает смешение культур. Хотелось бы показать, что Азия может быть качественной, красивой, что она способна вписаться в любой европейский интерьер. Потому что у жителей Дальнего Востока достаточно предвзятое отношение к тому же Китаю. Многие привыкли, что КНР — это фейк, подделки, китайский рынок, аляпистость. Хотелось бы расширить рамки, показать, что Азия тоже может быть приличной. И если честно, Китай сейчас вообще впереди планеты всей. Пока в силу закрытых границ у нас нет возможности привести сюда топовые китайские фабрики, но мы хотели бы эту тему начать затрагивать.

И третья история, которую хотелось бы донести до дизайнеров, — это этика. Когда, например, дизайнер ставит мебель дорогого европейского производителя в свой проект, при этом «забывает» предупредить заказчика, что диван, например, стоит два миллиона рублей. И когда клиент уже влюбился в этот диван, который ему не по карману, он вынужден обращаться к китай- скому рынку реплик, подделок. Это неправильный путь.

В этом году мы везем на наш фестиваль одиозную фигуру — Сердара Яникова, который ведет достаточно популярный телеграм-канал для дизайнеров, где как раз таки «песочит» дизайнеров за недобросовестность. В рамках фестиваля мы поговорим об этике специалистов, которые должны четко понимать потребности заказчика и ни в коем случае не допускать подделок в своих интерьерах. До Дальнего Востока эта тема еще не докатилась. На Западе это давно актуально. Ведь весь рынок китайской мебели доставляется на Дальний Восток через Москву, плюс рядом Европа, у специалистов крутая насмотренность. А у нас пока такого не могут сделать. Еще один повод нашим дизайнерам повышать свой профессиональный уровень.

— Есть ли у вас мечта поработать с такой большой темой, как
дизайн-код города?

Юлия: Над дизайн-кодом хотелось бы работать. Ведь это создание образа города. Когда туристы приезжают и видят, что у города есть свой логотип, определенные цвета. Когда вывески, остановки общественного транспорта приведены к единому образцу. Во Владивостоке, к сожалению, ничего подобного пока нет. Эту работу нужно вести совместно с властями города, соз- давать инициативную группу.

— Есть ли какие-то проблемные точки, что хотелось бы изме-
нить, в том числе и с помощью вашего фестиваля?

Даниэла: Очень хотелось бы собрать во Владивостоке сообщество неравнодушных людей. И мы в этом направлении движемся. Мы сами представляем интерьерный дизайн, а за прошедшие с первого фестиваля три года к нам присоедини- лись партнеры по графическому дизайну, которых так же, как и нас, интересует история благоустройства Владивостока, того же дизайн-кода, выработки общей стратегии. Мы хотим стать площадкой для коммуникации, коллаборации, на которой может родиться какое-то сообщество, которое поведет город в светлое будущее.

— В вашей программе заявлены лекции и круглые столы от
московских спикеров и локальных экспертов. Кто приедет к
нам во Владивосток из столицы, кого приглашаете из местных
спикеров?

Даниэла: Архитектор, дизайнер и дизайн-критик Сердар Яников, а также дизайнер интерьеров и декоратор Татьяна Харченко поговорят об этике дизайнера, о фейках. Эта встреча пройдет 23 сентября, в preopen-день, только для профпублики, так как подобные вещи не совсем интересно слушать всем жителям города. Это такая профессиональная история, мастермайнд, площадка для коммуникаций.

В этом году к нам вновь прилетит Ольга Косырева, известный тренд-аналитик, кандидат философских наук. Ее всегда приятно слушать. Она посещает различные мировые выставки в области дизайна, собирает тренды, потом реализует их в тренд-бук и рассказывает дизайнерам, которые не имеют возможности вылететь в Милан или Париж, что в этом году будет происходить, она задает определенный вектор.

Также мы планируем привезти Машу Гончарову, известного дизайнера-декоратора из Санкт-Петербурга. Она занимается исследованием Востока и очень грамотно интегрирует предметы декора и какие-то восточные истории в западные интерьеры. Она расскажет дизайнерам и жителям Владивостока, как это делать красиво, качественно.

У нас ведутся переговоры с рядом спикеров, которые находятся за рубежом, в Европе, но мы зависим от того, откроются ли границы, смогут ли они к нам прилететь. Потому что онлайн-лекций в этом году делать не планируем, люди от этого очень устали.

Юлия: Из местных у нас выступит основатель Школы светодизайна LiDS Виталий Непша. Также мы планируем сделать целый блок по благоустройству, поговорить об урбанистике, о территории города.

— С каким настроением готовите третий фестиваль? Проще
ли это делать благодаря предыдущему опыту или, наоборот,
сложнее, ответственнее? Повышаете ли для себя планку?

Юлия: Сложнее, волнение чувствуется.

Даниэла: Первый фестиваль мы готовили на «истерике», у нас не было какого-то волнения, предвкушения. Мы были загружены работой, потому что помещение в центре города, которое нам предоставили, находилось в ужасном состоянии. Нам при- шлось приложить максимум усилий, за восемь недель привести его в соответствие, чтобы там можно было что-то выставлять. В прошлом году было трудно из-за пандемии коронавируса. Мы очень много времени и ресурсов выделяли на то, чтобы соответствовать этим реалиям: антисептики, ночная обработка помещений, проветривание каждые два часа, маски и так далее… А в этом году, конечно, хочется сделать круче, чем в предыдущие годы.

Екатерина: С юридической точки зрения третий сезон готовить проще. Пул экспонентов уже сформирован, с большинством из них мы уже знакомы по прошлым фестивалям. Конечно, появляются новые участники, но их не так много. Некоторые из тех, что с нами уже три года, расширяют свои экспозиции, берут дополнительные площади. Хотя, конечно, мы сравниваем новый фестиваль с предыдущими сезонами, стремимся повышать планку.

«ВКУС НУЖНО ВОСПИТЫВАТЬ,
И В ЭТОМ КАК РАЗ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ
НАША ЗАДАЧА — ПОКАЗАТЬ ЖИТЕЛЯМ,
КАК МОЖНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ
ПРОСТРАНСТВО»

— Растет ли популярность фестиваля?

Юлия: На первом фестивале у нас было около 7 тысяч гостей. На втором — также примерно 7 тысяч. И это притом, что в разгаре была пандемия! Мы прогнозировали 3–4 тысячи посетителей, потому что люди боялись, выходили в общественные места с опаской. Однако наши прогнозы не подтвердились. А в этом году мы ожидаем минимум 10 тысяч посетителей за четыре дня.

Поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий