ТРАДИЦИИ В ИНТЕРЬЕРЕ: МЕТАЛЛ И ПЛАМЯ

Автор рубрики, интервьюер

Мария Плахотниченко, дизайнер и уютолог

Художественная ковка в дизайне интерьеров XXI века? Да и еще раз да! — уверены в мастерской «Ильмень», которая работает во Владивостоке без малого 30 лет. Но самое удивительное, что сегодня за этим успешным «мужским» бизнесом стоит женщина, сочетающая в себе административный талант руководителя и художественный дар кузнечных дел мастера. Как соединить современные технологии и старинные традиции, в интервью декоратору Марии Плахотниченко рассказала руководитель Кузнечной мастерской художественной ковки «Ильмень» Наталья Богатырева.

Между молотом
и наковальней
рождаются стиль,
красота и дело жизн
и

— Наталья, почему кузница?

— 12 лет назад я решила научиться ковать. Пришла в мастерскую «Ильмень», которая работает во Владивостоке с 1991 года, обратилась к ее предыдущему хозяину. Но тогда он мне отказал, попытался отговорить. Пришлось идти к другим кузнецам, знакомиться. Начала сотрудничать с Москвой, Питером, Украиной, собрала местных мастеров. Предложила им начать заниматься организацией выставок, выездами на фестивали. В России их ежегодно проводится около тридцати. На таких мероприятиях обязательно разрабатывается эскиз большой работы, которую кузнецы подарят городу. Например, в Крыму мы делали карту России, в Питере — дерево желаний. Это всегда что-то интересное, что потом размещается в парках. Мы планируем в будущем организовать во Владивостоке что-то подобное.

Со временем у меня появилась идея создать Гильдию кузнецов Приморья, которую удалось реализовать. Сейчас мы являемся прямыми представителями Гильдии кузнецов России в крае, а я — официальным представителем нашего региона от этой организации. После трех лет активной организаторской деятельности меня пригласили работать в кузницу «Ильмень». В 2012 году отказали, а в 2015 году сами позвали на должность заведующей.

«Два года я сидела
за компьютером, потом
не выдержала, потому
что это скучно, и пошла
работать в кузницу,
осваивать премудрость
художественной ковки»

— Чем художественная ковка отличается от литья?

— В литье очень важна деталировка. В ковке мы можем повторить рельеф, мелкая детализация там возможна, но она не будет настолько красиво, эстетично смотреться. Литье тоже относится к направлению художественной ковки, но оно более трудоемкое. Если кузнец может самостоятельно и сковать, и собрать ограждение, то в литье дополнительно нужен формовщик, который выльет форму для заливки металла, дизайнер, сам литейщик и доводчик, который это изделие выведет в идеал. Потому что остаются неровности, шероховатости «поры». В ковке очень проблематично собрать такое же изделие. Плюс оно будет сваренное, а при использовании техники литья — единое.

— Ковка востребована в изготовлении перил, ограждений. А можно ли обогатить внутренний интерьер с ее помощью?

— Конечно! Мы выполняем как типовые, так и индивидуальные заказы для внутреннего интерьера, сочетаем новейшие технологии и старинные традиции. Мы изготавливаем ручки, подстолья, подвесные люстры и бра на заказ, различные художественные предметы интерьера, кованые лестницы, столы, кровати.

Кстати, цвета изделий могут быть разными в зависимости от требований заказчика. Мы можем использовать естественные тона металлов или покрасить работу в любой оттенок. Например, недавно использовали для ковки три вида краски: жемчужную, изумрудную и золотую патину. Такую работу я выполняю сама лично — маленькой беличьей кисточкой уже непосредственно на объекте после установки.

Иногда по просьбе заказчика, желающего, чтобы изделие служило долго, мы дополнительно поверх обычной краски наносим слой двухкомпонентного автомобильного лака, обеспечиваем полную защиту от царапин.

— А мелкие интересные предметы, сувениры изготавливаете?

— Да, например, к нам регулярно обращается администрация Первомайского района Владивостока. Они периодически проводят Зарницу и заказывают у нас памятные медали. Из мелочей мы изготавливаем брелоки, сердца — заковку на свадьбу. Это древний русский обряд. На каждой свадьбе раньше должен был присутствовать кузнец, который благословлял брак. Мы хотим возродить эту красивую традицию во Владивостоке.

— С какими металлами работаете?

— С разными: нержавейкой, обычной сталью, латунью, медью. С бронзой тоже можем работать, но она менее востребована. Наиболее популярны медь и латунь, а еще обычная сталь, она экономична.

— Откуда берете металл?

— Весь металл у нас привозной. Заказываем его как в центральной России, так и за рубежом. Стараемся покупать отечественный, потому что китайский, например, не такого высокого качества. В Приморье, к сожалению, металла пока нет. Планируется, что в будущем в Большом Камне будет построен металлургический завод, но пока неизвестно, когда это будет.

«Я сравниваю
металл с
женской натурой.
Мы его берем,
греем, гладим,
и он становится
подарком. Пока
мы его не трогаем,
забываем
о нем, он либо
перегорает, либо
остается холод-
ным, жестким»

— В ваших изделиях зачастую используется не только металл…

— Мы сотрудничаем со стекольщиками, нашими подрядчиками, делаем стеклянные детали, которые вставляем в изделия. Например, можем сделать большой витраж. Аналогично работаем с деревом (сочетаем деревянные ступени и ковку). Также у нас в партнерах каменщики. Камень мы применяем для изготовления поверхностей столов. Кстати, столешница может быть стеклянная, каменная, деревянная или из плитки. Все, что сейчас на выставках в Европе показывают, можно изготовить в нашей мастерской. Клиенты обычно рассказывают свои пожелания, после этого наш сотрудник делает 3D-модель, мы согласовываем его и потом изготавливаем.

— Какие технологии обработки применяете в производстве?

— Наша мастерская располагает полным комплектом технологического, современного оборудования, которое позволяет производить широкий спектр металлических изделий. Например, мы используем очень востребованную сейчас лазерную резку, благодаря которой можно сделать любой рисунок. В интерьере с ее помощью можно создать красивые радиаторные или вентиляционные решетки, перегородки и даже вырезать картину.

Дизайнер предлагает заказчику свою идею, например панно, показывает эскиз, озвучивает размер. Мы делаем чертеж в AutoCAD, согласовываем макет, а потом отправляем в резку. Можно выбрать любой металл и покрасить его в любой цвет. Также мы оказываем весь комплекс дополнительных услуг: выезд замерщика, доставку и монтаж.

— Кто ваши основные заказчики?

— В основном это владельцы частных домов Владивостока и пригорода. Но работаем и с Камчаткой, Сахалином, ездим в командировки, на установку объектов. К нам приходят дизайнеры со своими задумками, эскизами. Чаще всего это картинки из Интернета. Очень востребованы, конечно, ограждения. Сейчас в моде минимализм, строгость, четкость линий. Но мы, если честно, очень ждем, когда пройдет эта мода.

Также мы являемся основной кузнечной мастерской, которая напрямую работает с Приморской епархией, они регулярно заказывают для храмов нашу ковку. Например, она есть в центральном соборе на площади, в мужском монастыре на острове Русском.

— Помните самый интересный, необычный заказ?

— В 2015 году заказчик попросил сделать козырек полностью из меди. А ведь медь не варится! Это очень сложно. Козырек — изделие тяжелое, под ним постоянно люди ходят. В итоге мы тщательно изучили все нюансы работы с медью, сделали, сварили, установили. Думаю, это единственный козырек в России, который полностью изготовлен из этого металла — и отливы, и крыша.

— Проходят ли у вас какие-то мастер-классы?

— Мы проводим мастер-классы, на которые может попасть любой желающий. Можно заниматься как индивидуально, так и в небольших группах. Детей к нам приводят, бывает, до 30 человек. Мы их распределяем в группы по 7–8 человек. Я рассказываю историю ковки, откуда она берет свое начало…

— А когда вообще художественная ковка появилась на Дальнем Востоке?

— Вся ковка, которая использовалась при строительстве Владивостока, везлась либо из Германии, либо из Австрии. Как таковой ее здесь не было. В СССР художественной ковки тоже не было. Она исчезла после революции. Считалось, что это признак буржуазии, она была негласно запрещена. Конечно, оставалась промышленная ковка, делались какие-то детали. А в интерьерах ничего не использовалось. Практически весь ХХ век ковки во Владивостоке не было. А появилась она только в 1991 году с открытием мастерской «Ильмень». Наша кузница — первая не только в нашем городе с момента его основания, но и в Приморском крае.

После нас начали открываться другие небольшие кузницы. Хотя с кадрами в этой сфере очень сложно. Мы вынашиваем идею запустить образовательный проект совместно с Академией ремесел в Москве. У них есть дистанционное обучение кузнечному делу. И мы хотим предложить им наше помещение для прохождения практики. Мы можем и теорию, и практику преподавать. На нашей базе ученики могут готовить дипломный проект и потом уже ехать на его защиту в Москву.

— Сейчас есть интерес обучаться в этой сфере?

— В современном обществе люди не особо хотят работать руками. Это очень тяжелый труд. Бывает даже, что сначала есть интерес, романтика, а через неделю, две, три приходит понимание, что это адски тяжело, нужно работать в поте лица. И многие не выдерживают.

«Когда человек к чему-
то стремится, он
может добиться всего.
Было бы желание.
А у меня желание было
сумасшедшее. Если ты
этим живешь, дышишь,
без этого не можешь,
тогда все получается»

— Вы сами можете надеть перчатки и работать с огнем, металлом?

— Конечно, я же первая женщина-кузнец во Владивостоке. Я кондитер по специальности, но мечта освоить кузнечное дело не давала покоя. В душе считаю себя художником, в деталях могу описать свои будущие картины с элементами ковки. Но опыта работы с металлом не было, поэтому пришлось на время стать учеником. Моему наставнику Николаю Кагановскому обучать новичков приходилось и раньше, но никогда прежде он не брал в подмастерье женщину. Считал, что это сугубо мужское занятие. В горне температура около 1000 градусов. Бывает, горят волосы, может опалить лицо, он полагал, что это вредно для женщины, пытался меня отговорить, но я упорствовала.

Кстати, кузнец в кузнице может быть только один, остальные выполняют вспомогательную работу — собирают, приваривают. Я сравниваю металл с женской натурой. Мы его берем, греем, гладим, и он становится подарком. Пока мы его не трогаем, забываем о нем, он либо перегорает, либо остается холодным, жестким.

— Можно сказать, что вы нашли свое дело жизни?

— Наверное, да. Я всегда стремилась творить. После обучения на кондитера на своей дипломной работе — торте — я нарисовала масляным кремом, кисточками, картину Ван Гога «Рыбацкие лодки на пляже Сен-Марин». Потом творческий импульс устремился в работу с металлом.

Поделитесь с друзьями!