С МОМЕНТА ПЕРВОГО БОЛЬШОГО ИНТЕРВЬЮ С ВИТАЛИЕМ НЕПШОЙ ПРОШЛО ДВА ГОДА: ТОГДА МЫ ГОВОРИЛИ О СВЕТОДИЗАЙНЕ КАК О ЧЕМ-ТО НОВОМ И НЕИЗВЕДАННОМ; ОБ ОБУЧЕНИИ, ВАЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВОК И ПУТЕШЕСТВИЯХ. БЫЛО МНОГО ПЛАНОВ, ОЖИДАНИЙ, И ТОЛЬКО ПЛАНИРОВАЛОСЬ НАЧАЛО РАБОТЫ ШКОЛЫ СВЕТОДИЗАЙНА LIDS.
В этот раз мы поговорили об изменениях в отрасли, актуальных мировых тенденциях, о применении знаний на практике и об изменении отношения людей к освещению.
— Виталий, что изменилось за это время в светодизайне
в целом? Как развивается эта отрасль во Владивостоке?
— Чем компетентнее я становлюсь и чем глубже узнаю профессию, тем больше убеждаюсь в том, как сильно отстает наш город и регион в сфере светодизайна от запада России, а Россия отстает от современного мира. Когда изучаешь проекты ведущих мировых светодизайнеров, понимаешь, насколько мы далеки от последних тенденций, ведь глобально мир уже давно задумывается о пересвете и старается бороться с ним.
Самая интересная концепция, которую я слышал от английских экспертов по светодизайну, — это проектирование темноты: освещение небольшого европейского города разрабатывается в коллаборации с учеными из разных сфер, и свет проектируется таким образом, чтобы темнота позволяла насекомым не сталкиваться с людьми.
Есть такое понятие, как «световое загрязнение», — это свет, который попадает в небо и мешает нам видеть звезды. Во Владивостоке уже есть тенденция к этому, но считается, что в городе, наоборот, мало фасадного освещения и его нужно добавлять. Я считаю, что надо перенимать опыт современных специалистов, которые прошли этот этап и уже начинают с ним бороться.
«ГЛАВНОЕ НАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ — ЭТО СОЗДАНИЕ УНИКАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, ГДЕ НЕ ПРОСТО ПРОХОДЯТ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ, А МЫ МОЖЕМ ПОКАЗЫВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ НА САМОМ ЛУЧШЕМ ОБОРУДОВАНИИ ОТ ВЕДУЩИХ ФАБРИК РОССИИ И ЕВРОПЫ»
Однако этот путь в любом случае нужно будет пройти, другой вопрос, как это повлияет и сколько времени и сил потребуется, чтобы от этого избавиться. Наверное, нужно вступать в диалог с властью через такие тематические мероприятия, как VDW, где организаторы уже входят в оргкомитеты по принятию решений о дизайне города — только такими методами мы можем достучаться и предостеречь от определенных опасностей. Мы погружаем наш город в линейную контурную подсветку, которая не отражает сути здания, и в итоге это освещение доставляет жителям сильное чувство дискомфорта, которое они, возможно, даже не осознают, но свет очень сильно влияет как на их физическое, так и на эмоциональное состояние.
Нам предстоит очень большая работа, и я буду очень ждать, когда в эту профессию решит войти большее количество человек через различные образовательные проекты, чтобы показать людям финансовые возможности, которые может приносить светодизайн. Когда мы сформируем во Владивостоке профессиональное сообщество, способное влиять на решение бизнеса, девелоперов и власти, тогда мы точно нащупаем правильный путь, который не только будет привлекать миллионы туристов, но и создаст ком- фортную городскую среду.
— На сегодняшний день тенденция на уменьшение количества
света актуальна во всех сферах, типах зданий и странах или
все-таки есть различия?
— На это влияют географические и культурные особенности: например, в Азии как проектировали «ярко», так и продолжают это делать, достигая «вау-эффекта». Сейчас существует несколько международных конкурсов, один из них называется DARK AWARDS
— на последнем победил проект в Сингапуре, на острове Сентоса: в нем много мэппинга, яркого и цветного света, визуальных образов.
« САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ, КОТОРУЮ Я СЛЫШАЛ ОТ АНГЛИЙСКИХ ЭКСПЕРТОВ ПО СВЕТОДИЗАЙНУ, — ЭТО ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕМНОТЫ: ОСВЕЩЕНИЕ НЕБОЛЬШОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ГОРОДА РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ В КОЛЛАБОРАЦИИ С УЧЕНЫМИ ИЗ РАЗНЫХ СФЕР, И СВЕТ ПРОЕКТИРУЕТСЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ТЕМНОТА ПОЗВОЛЯЛА НАСЕКОМЫМ НЕ СТАЛКИВАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ »
Но если рассматривать его в контексте европейского подхода, то этот проект — полная противоположность. Тогда почему европейское жюри отдает награду именно этому проекту? Потому что он демонстрирует разные возможности светодизайна.
Если мы рассмотрим освещение Шанхая или другого крупного китайского города, там мы увидим холодный белый свет, который так же противоречит европейским подходам, по которым освещение должно быть теплым белым или янтарным, чтобы подчеркивать архитектуру с точки зрения ее исторической ценности.
В рамках разработки концепции освещения любого здания мы в первую очередь должны исходить из его функций: на нее влияют различные факторы, из которых может появиться цветное освещение — как вариант, быть сценарием для праздника или выполнять другую важную функцию. Такой подход используется в светодизайне вне зависимости от типа пространства (жилое или коммерческое, фасадное или городское) — любой проект начинается с определения функции.
— С чего началось ваше продвижение на пути к реализации тех
знаний, которые вы долгие годы копили и передавали своим
ученикам? Какие проекты уже реализованы, а что пока
остается в планах?
— С 2017 года я транслирую информацию о светодизайне во Владивостоке в первую очередь для аудитории проектировщиков, так как, на мой взгляд, ни один проект освещения нельзя рассматривать отдельно от архитектурного или интерьерного проекта. Изначально многие стали обращаться ко мне за профессиональной консультацией, а со временем их количество не только стало стремительно расти, но и поменялся сам характер запросов, они становились сложнее и глубже. Хоть эти обращения и не были полностью моими персональными заказами, но я считаю эти проекты отчасти своими, потому что мое видение и мои решения, в конечном счете, легли в основу освещения всего пространства.
Одним из первых крупных проектов, который я хотел бы выделить, — это заказ от компании DNS в начале 2020 года, где стояла задача спроектировать освещение для большого офиса формата «опен-спейс» на 180 рабочих мест с зонами переговоров и рекреации. В рамках своей работы я выполнял светотехнические расчеты, которые доказывали результативность правильного расположения светильников, влияние их количества и светотехнических характеристик на работоспособность сотрудников.
Следующим важным проектом стал салон немецких кухонь NOLTE, дизайном которого занималась Ирина Карпенко и пригласила меня в качестве специалиста-проектировщика освещения. Это был первый проект, который я попытался осмыслить через концепцию. Мы максимально интегрировали и функциональное освещение, пытаясь сделать его невидимым, при этом проект на- сыщен и европейским декоративным светом, который украшает интерьер и создает ощущение будущей домашней обстановки.
Наиболее знаковым стал проект освещения в ПЕРВОМ УНИВЕР- МАГЕ, мы делали его в команде с Дмитрием Козловым и Алев- тиной Мазровой, которая прошла полный годовой курс нашей Школы светодизайна LiDS. Благодаря этому проекту мы смогли пройти все стадии концептуального проектирования, который мы преподаем в школе. С помощью сбора информации и анализа всего пространства мы смогли создать уникальную концепцию, с помощью которой нам удалось подчеркнуть выигрышные стороны бизнеса. И лестно видеть, как наша концепция теперь транслируется самими владельцами, и отчасти их позиционирование этого пространства идет через освещение. Поработав над этим проектом, мы открыли для себя много новых возможностей и перспектив для дальнейшего развития.
Множество запросов идет от интерьерных салонов, и мне крайне важно помогать интерьерному бизнесу становиться качественнее, потому что люди приходят в эти салоны за мечтой, с целью закрыть ряд потребностей в своем будущем жилище, и очень важно показать все это «в правильном свете».
Наиболее ключевыми проектами в моей карьере я считаю те, с которыми буду принимать участие в международных конкурсах. Несколько моих проектов уже получили награду в самом крупном конкурсе «Российский светодизайн», в категории «Реализованные интерьерные проекты 2020-2021 гг. », который проводится в рамках выставки INTERLIGHT: 1-е место получил проект освещения винного пространства GRUNER, 3-е место — стенд в рамках выставки VDW 2020 во Владивостоке.
« МНОЖЕСТВО ЗАПРОСОВ ИДЕТ ОТ ИНТЕРЬЕРНЫХ САЛОНОВ, И МНЕ КРАЙНЕ ВАЖНО ПОМОГАТЬ ИНТЕРЬЕРНОМУ БИЗНЕСУ СТАНОВИТЬСЯ КАЧЕСТВЕННЕЕ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮДИ ПРИХОДЯТ В ЭТИ САЛОНЫ ЗА МЕЧТОЙ »
Для меня очень важно создавать хорошие проекты освещения для бизнеса, но успех стенда, который посетило около 7000 человек (! ), говорит о том, что даже такие концептуальные проекты могут быть оценены профессиональным сообществом.