СПРАВКА »
Катерина КОПЫТИНА – российский промышленный дизайнер. Получив диплом Московского гуманитарно- прикладного института, отправилась в Милан, где поступила на программу Master в Istituto Europeo di Design, получила прикладные знания и уверенность в собственных профессиональных силах. Стажировалась в студии Matteo Ragni. Первый громкий проект – светильник Light Bean, успех которого привел к созданию бренда GLYPH.
КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ ВОКРУГ НАС КТО-ТО СОЗДАЛ, БУДЬ ЭТО СМАРТФОН ИЛИ УЛИЧНЫЙ ФОНАРЬ. ИХ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, ДОЛГОВЕЧНОСТЬ, ЭРГОНОМИЧНОСТЬ – ПЛОД РАБОТЫ ДИЗАЙНЕРА ОСОБОГО НАПРАВЛЕНИЯ. ПРОМЫШЛЕННОГО. В НАШЕЙ СТРАНЕ ЭТО НЕ САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, НО С ОДНОЙ ИЗ НЕМНОГИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ, КАТЕРИНОЙ КОПЫТИНОЙ, УДАЛОСЬ ПОБЕСЕДОВАТЬ ВО ВРЕМЯ НОВОГО СЕЗОНА VLADIVOSTOK DESIGN WEEK. ДИАЛОГ, КАК И ОЖИДАЛОСЬ, ВЫШЕЛ ВЕСЬМА ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ.
Об образовании, точках зрения и красоте
– Катерина, во всех ваших интервью упоминается ключевая роль европейского образования в становлении в качестве промышленного дизайнера. Поделитесь мнением, реально ли с текущим уровнем образования в России достичь чего-то в этой сфере?
– Я уверена, что образование зависит не от того, где конкретно ты учишься, а от того, кто эти знания тебе дает. В последнее время вузы начинают обзаводиться хорошими мастерскими и приглашать «свежих» дизайнеров, которые могут поделиться реальным опытом, а не просто давать какие-то ГОСТы 1969 года. Но грустная правда заключается в том, что у нас очень мало практикующих промышленных дизайнеров. Нет индустрии, нет сформировавшейся экосистемы, людям просто не с чем работать. Студентам не рассказывают, что делать с продуктом после того, как он уже готов; как находить покупателя; как стать действительно классным дизайнером и остаться им.
Почему считается, что европейское образование имеет больше ценности в промышленном дизайне? Необходимо иметь фундаментальные знания, понимать логику построения и решения дизайн-задач, уметь задавать себе правильные вопросы и находить рабочие ответы… Для этого нужно менторство, которое приходит, как правило, из университета или от какого-то мастера. Все эти люди должны быть практикующими, принципиально важно, какой у преподавателя есть опыт, чтобы передать его другим.
Те же дизайн-блоги – это ценный ресурс, но без глубокого понимания базы с их помощью получится только чего-то нахвататься, но не стать дизайнером. Важны и теория, и практика, но ни того, ни другого без настоящего обучения не получить.
Что касается актуального в последние два года дистанционного образования, здесь непросто хотя бы потому, что часто необходима физическая работа с объектом. Кроме того, должен быть очень высокий уровень осознанности и мотивации (а это качества, которые еще нужно развивать).
– Если в живописи можно быть творцом без технических знаний, в промдизайне это вряд ли возможно. С чем приходилось знакомиться ради проектов?
– Всегда необходим, прежде всего, здравый смысл.
Я работаю с разными материалами, и знания приходят постепенно. Для меня очень важно не знать все с самого начала, а понимать, чего именно я не знаю и где можно эти знания достать. То есть я знаю в целом практически про все технологические процессы, но в деталях не знакома практически ни с одним из них до тех пор, пока не начну заниматься каким-то конкретно. Например, когда я начала работать с фабрикой «Гусевский хрусталь», в принципе ничего не знала про хрустальное стекло. Знать все получится только в том случае, если вы узкопрофильный специалист – тогда возможно досконально изучить свою тему.
У меня же каждый новый проект начинается с ресерча, с исследования и по тематике, и по технологиям, и по материалам. И я практически всегда работаю с технологами и инженерами, знакомлюсь с людьми, которые рассказывают мне все, что нужно знать и понимать. Поэтому в целом технические познания приходят со временем, и постепенно их становится все больше и больше.
«ЧАСТО РАБОТА НРАВИТСЯ В ЦЕЛОМ, НО НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В СТРАТЕГИЮ БРЕНДА. ТОГДА БРЕНД ПРИХОДИТ И ГОВОРИТ: «ТЫ НАМ НРАВИШЬСЯ, НО НАМ НУЖНА НЕ ЭТА КОНКРЕТНАЯ ЛАМПА, А ВОТ ТАКАЯ-ТО, ПОД НАШИ ЗАДАЧИ»
– Такие экскурсы в незнакомые сферы – они всегда приурочены к проектам? Или есть необходимость постоянно мониторить, что нового происходит и появляется в сфере?
– Передо мной такой вопрос даже не стоит. Дизайн – это большая часть моей жизни, я буквально этим живу.
И мне всегда интересно, что в нем происходит. В целом, конечно, полезно знать, что происходит в своей индустрии и в смежных. То есть я, например, слежу не только за промышленным дизайном, интерьерным или еще каким-то. Мне в целом интересно, что происходит в мире искусства, фотографии, кино, какие-то инженерные истории тоже. В принципе, это важно и для общего развития. Любое знание может быть так или иначе применимо к тому, что ты делаешь: чем более разносторонне развит человек, тем больше это помогает ему в работе.
– Влияют ли тренды на ваше творчество?
– Я думаю, мы все друг на друга влияем в той или иной степени. Сказать, что слежу за трендами, я не могу. Тренд это то, что пришло, а затем ушло, это яркая вспышка в какой-то определенный момент времени. А я бы хотела, чтобы предметы, над которыми я работаю, были скорее не трендовые, а актуальными надолго.
Пытаюсь ли я соответствовать тренду? Нет. Влияют ли они на меня? Скорее всего, да. Осознаю ли я это? Не всегда.
« ДИЗАЙН – ЭТО БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ МОЕЙ ЖИЗНИ, Я БУКВАЛЬНО ЭТИМ ЖИВУ »
– Вопрос – подсказка для начинающего ди- зайнера. Создано что-то, что ему нравится. Как понять, что у изделия есть коммерческое будущее?
– Главное – начинать демонстрировать этот проект, чтобы он появлялся на выставках, в публикациях. Задача сделать так, чтобы тебя видели люди, которые находятся в этой сфере. Когда я была студенткой, у многих был страх: «Вот я сейчас выложу, покажу, и у меня сразу же эту идею своруют! » Все сразу думают, что их идеи настолько ценные, что какая-нибудь «Икея» сразу у них все отберет. Но это практически невозможно.
Важно показывать себя, особенно на ранних порах, абсолютно необходима обратная реакция. И нужно быть готовым к любому раскладу. Может, люди скажут, что это классно, – а может, скажут совсем даже другое… Так, собственно, можно понять, есть ли какой-то потенциал.
– Часто ли концепты меняются от встреч с реальностью?
– Пример такой перемены (правда, не из- за чьего-то чужого мнения) – мой первый проект Light Bean. Я ведь задумывала его в металле, но, когда дошла до стадии про- ектирования, поняла, что создать первый прототип смогу в дереве. Просто только в дереве я понимала, как это сделать. Светильник было легко изготовить штучно. В итоге, когда я его сделала, поняла, что он должен быть не металлическим, а именно деревянным. И просто так и оставила. Вещи могут меняться.
– Идея в голове всегда прекрасна, но ведь еще надо достойно ее воплотить. Как найти того, кто правильно воспримет и перенесет ее в реальность?
– Сперва любую идею нужно довести как минимум до прототипа. Как правило, тут работает сам дизайнер, потому что больше никто за него этого не сделает. А вот чтобы производить изделие серийно, есть разные пути.
Первый. Произвести серийно за свой счет и сделать из этого бренд. Именно так делают многие российские дизайнеры. Второй – найти бренд, который этим займется. Это делается следующим образом. Едешь на выставки и выбираешь, с кем ты примерно хочешь работать.
Если с локальными брендами, тогда показываешь продукт, например, на Vladivostok Design Week; или интересуют европейские или мировые – значит, нужна выставка в Милане, Лондоне и так далее. Ну и, конечно, важно публиковаться, заявлять о себе.
Это очень серьезная работа. Это то, что отсеивает из профессии очень многих дизайнеров: как, собственно, достучаться со своей идеей до производителя и начать зарабатывать на дизайне. Тему заработка вообще многие избегают обсуждать.
Дальше на этих выставках производители ходят и сами смотрят, есть ли потенциал у продукта или у дизайнера. Часто работа нравится в целом, но не вписывается в стратегию бренда. Тогда бренд приходит и говорит: «Ты нам нравишься, но нам нужна не эта конкретная лампа, а вот такая-то, под наши задачи».
Можно, естественно, просто отправлять самим производителям e-mail’ы и прочее. Это, насколько я знаю, работает крайне редко, но пробовать все равно стоит. В этом случае еще важно найти правильного человека в компании, кому отправлять проекты.
– Как выглядит идеальный заказчик для промышленного дизайнера?
– Во-первых, у него есть экспертиза или производство… или то и другое. То есть присутствует опыт: уже несколько выпущенных продуктов, значит, человек вообще понимает, во что ввязывается. Потому что зачастую такого понимания нет. Во-вторых, должно присутствовать понимание, какую именно роль дизайн играет в продукте: что дизайн не является финальной стадией продукта – наоборот, он приходит в самом начале, а не в самом конце.
– Меняется ли отношение людей к дизайну как таковому?
– Дизайн – это, конечно широкое понятие. Но да, я вижу, что отношение меняется. Я, конечно, сужу по своему инфополю, но могу сказать, что раньше дизайн ассоциировался, условно говоря, с красотой. А ведь она у каждого своя. Но сейчас приходит понимание, что дизайн – это и про удобство, и про опыт взаимодействия с объектом, про материалы, технологии и много чего еще. Нет выбора «эстетика или функция», может быть и то и другое.
Вообще все зависит от поставленной задачи. Если цель произвести стул нового поколения, который станет новой классикой, – это одно; а если цель произвести яркое впечатление и выстрелить новым трендом, то уже другое. И то и другое – это про дизайн, просто задачи разные.
Я БЫ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ ПРЕДМЕТЫ, НАД КОТОРЫМИ Я РАБОТАЮ, БЫЛИ СКОРЕЕ НЕ ТРЕНДОВЫЕ, А АКТУАЛЬНЫМИ НАДОЛГО. ПЫТАЮСЬ ЛИ Я СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕНДУ? НЕТ. ВЛИЯЮТ ЛИ ОНИ НА МЕНЯ? СКОРЕЕ ВСЕГО, ДА. ОСОЗНАЮ ЛИ Я ЭТО? НЕ ВСЕГДА