РОССИЙСКИЙ РЫНОК СПРЯТАЛСЯ ЗА ВЫСОКИМИ СТЕНАМИ СТРЕССА, НО ПЛАНИРУЕТ ВЫЖИТЬ!
Крупнейшая в России выставка строительных и отделочных материалов MosBuild осталась позади, заслужив у участников статус самой многолюдной, стрессовой… и «бесцветной». О самой выставке, тенденциях, вызовах и трендах, а также о том, что происходит с рынком, мы поговорили с CEO ГК «Легкие идеи» Вероникой Цыпченко.
— Вероника, какое впечатление произвела MosBuild-22? Чем она отличалась от предыдущих?
— Выставка в этом году не впечатлила. В нашей дверной отрасли большенство производителей межкомнатных дверей представляли схожий товар — скрытые двери, причем в абсолютно одинаковом алюминиевом профиле. Когда публиковала сториз с MosBuild, было ощущение, что я снимаю одно и то же. Просто по-разному разместили, присвоили разный нейминг. Словно все собирается на одном заводе из одного и того же сырья.
Впервые со мной на выставку ездил мой супруг, и он, глядя на происходящее «свежим» взглядом, дал ей очень верное определение — «мир мёртвых дверей».
Реального импортозамещения мы не увидели. Но радует, что есть те, кто уже встал на «новые рельсы» и продемонстрировал фурнитуру российского производства! Заметно, что это сырой, не проработанный продукт. Возможно, это связано с тем, что мало времени было до выставки или потому, что кто-то из производите- лей сделал копии наиболее известных моделей европейских брен- дов, но исполнение получилось весьма слабое в плане качества и эстетики. То есть они не сами СОЗДАЛИ интересный продукт или взяли что-то простое и сделали это КРУТО, а выбрали сложный вариант и попытались повторить.
Я ВЕРЮ в то, что мы сможем создать классную российскую дверную фурнитуру, нужно ВРЕМЯ.
— Выставка задала какие-то новые тренды?
— Тенденция высоких дверей задана Европой уже давно, и это влияние, бесспорно, сохраняется, но отсутствие дверей с наличниками и дверей как таковых очень заметно. На этой выставке в секторе межкомнатных дверей в большей степени были пред- ставлены «стены», то есть скрытые двери. Было много алюминия, в том числе решения в скрытых коробах, с наличниками и стеклянные перегородки. Но, по сути, человек, по мнению участников MosBuild, продолжает жить в стандартных стенах и раздвижных стенах из стекол. При этом основная цветовая гамма — черный. То есть состояние «спрятаться» сохраняется.
Многих фабрик, входящих в топ производителей по России, не было по понятным причинам. В сложившейся ситуации они все силы пускают на то, чтобы перестраиваться на «новые рельсы». Внутри фабрик происходит огромная работа. Я увидела это соб- ственными глазами, побывав на некоторых производствах.
— Можно сказать, что психологически эта выставка стала отражением состояния общества?
— Да, все спрятались. Скрытые двери ярко характеризуют это. Мало кто позаботился о том, чтобы их красиво представить, ведь и скрытые двери можно круто, красиво продавать. Мы прекрасно понимаем, что они сейчас востребованы, дизайнеры используют их в своих проектах, да и клиент с радостью покупает стену (улыбается). На MosBuild представленные скрытые двери не произвели «вау-эффекта».
Еще один момент — у участников заметна паника, связанная с дверной фурнитурой. На выставочных образцах большая ее часть — итальянского производства, но на сегодняшний день этой фур- нитуры уже практически нет, складские запасы выбраны и новых поставок из Европы не получаем. Участники MosBuild не смогли сказать: «Все будет хорошо, мы решим эти вопросы».
— Было на выставке что-то необычное, интересное?
— Из интересного — мне понравилась фурнитура представительства в России итальянской фабрики Olivari. Это одна из дорогих фурнитур, очень красивые дверные ручки. Коллекции создают с мировыми звездами дизайна. И здорово, что их стенд был на Московской выставке. Он стал усладой для моих глаз.
Стенд Union Doors как всегда стильно и с тем продуктом, который сейчас нужен дизайнеру. Это конечно же актуальные скрытые двери, которые здесь представлены в готовых интерьерных решениях и гардеробные зоны. Комфортные переговорные зоны, словно ты у себя дома или в офисе.
Понравился стенд российского бренда краски и штукатурки GoldShell. Декорации в природных фактурах штукатурки: оттенки глины, земли и минералов. Интересно и расслабляет.
Стенд в виде вагона поезда от производителя лепного декора Orac Decor, думаю не оставил равнодушных! Словно окунаешься в атмосферу путешествия и ловишь другие эмоции, зайдя вовнутрь вагона.
Что еще я заметила: необычно много было клиентов, физических лиц, дизайнеров. Тех, кто смотрел, было гораздо больше, чем тех, кто показывал. Такое ощущение, что люди не вполне понимают, что происходит, и этот страх подтолкнул прийти на MosBuild, хоть это и не их тусовка. Выставка формата партнеров «производитель — поставщик (продавец)», но в этом году было много дизайнеров из регионов. Возможно, искали ответ на вопрос «А что будет дальше? »
— Если тех, кто показывал, было меньше, чем обычно, сказалось ли это на масштабе мероприятия?
— Масштаб в этом году сократился в разы, но в любом случае эта выставка, на мой взгляд, стала более рабочей, нежели прошло- годняя, первая после пандемии. Та была менее насыщена посетителями, а в этом году людей было много. Многие приезжали из разных уголков нашей страны: и продавцы, и поставщики, и дизайнеры, и строители, и застройщики.
Среди стендов участников были и «ноунеймы». Возможно, они работали и раньше, продавали какое-то ограниченное количество продукции и довольствовались этим, а в этом году решили привезти свои маленькие павильончики на MosBuild. Среди таких я нашла парочку интересных компаний, которые представили качественный продукт. Единственное, им нужно «подрасти», толково упаковать и презентовать свою продукцию и начать продавать. Я, как поставщик, готова взять на себя часть вопросов, часть рисков в таком партнерстве, но таких толковых представителей было немного.
— Наверное, «стрессовая» экспозиция на MosBuild была не только у дверников?
— Да, мы посещали и другие павильоны, например с сантехникой, обоями, и наблюдали там ту же самую историю. Продавцы — с натужными улыбками показывают, что якобы все хорошо, хотя сами в этом точно не уверены.
А еще заметила, что представленность изменилась. Крупные про- изводители либо отсутствовали, либо присутствовали в формате коворкинга. Вообще на этой выставке было много коворкинговых зон в самих стендах. Например, в секторе обоев стало заметно меньше визуального контента, в этот раз не у всех обои стреми- лись высоко вверх на масштабных стендах. Участники не стреми- лись масштабно показывать материалы, преобладали образцы в небольших форматах, но зато были организованы рабочие зоны.
«ИЗ ИНТЕРЕСНОГО — МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ ФУРНИТУРА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ ИТАЛЬЯНСКОЙ ФАБРИКИ OLIVARI. ЭТО ОДНА ИЗ ДОРОГИХ ФУРНИТУР, ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ДВЕРНЫЕ РУЧ- КИ. КОЛЛЕКЦИИ СОЗДАЮТ С МИРОВЫМИ ЗВЕЗДАМИ ДИЗАЙНА. И ЗДОРОВО, ЧТО ИХ СТЕНД БЫЛ НА МОСКОВСКОЙ ВЫСТАВКЕ. ОН СТАЛ УСЛАДОЙ ДЛЯ МОИХ ГЛАЗ»
Партнеры активно заключали сделки, выбирали коллекции, это давало ощущение стабильности. По моим ощущениям, это был правильный выбор.
— Китай был представлен на MosBuild?
— Конечно, присутствовали производители и поставщики из Китая, но всё, что они показывали, было сделано как будто «на коленке», пыльно и темно на их микростендах. К сожалению, у меня сложилось ощущение, что качество дверных ручек у производителей из Китая не меняется. Даже притом, что есть контрактные, совместные производства с Италией, Испанией и т.п. Казалось бы, бери и делай качественно и аккуратно. После общения с представителями на этих стендах появился посыл: «А куда вы денетесь в сложившейся ситуации? » Думаю, поэтому игроки из КНР совершенно не озаботились тем, чтобы красиво представить свою продукцию.
Я сразу вспоминаю наши выставки и то, как мы к ним готовимся: покупаем качественный товар, актуальный, максимально высокий, стильный, закупаем хороший кофе, продумываем стиль менеджеров, ставим удобный диван, профессионально настраиваем освещение, наводим чистоту и натираем свои двери и фурнитуру до блеска, чтобы посетителям было в кайф! А тут на стендах представителей из КНР явно пренебрежительное отношение, можно споткнуться о грязную коробку или испачкаться, когда берешься за дверную ручку. Но и эффект был соответствующий — вокруг их стендов не было ажиотажа.
— А как вообще чувствует себя рынок?
— Итальянским производителям грустно, но продавцы пока еще не до конца осознают происходящее. Есть некая эйфория, иллюзия, что ничего не поменялось. У меня отчасти сохранялось такое же состояние до отъезда на MosBuild. Из серии: «Что-нибудь придумаем, русские прорвутся». Я испытывала иллюзию, что петли из Германии и ручки из Италии и Португалии все-таки до нас каким-то образом доедут. Сейчас я понимаю, что в ближайшее время этого не произойдет.
С другой стороны, крупные игроки нашего дверного рынка давно работают над решением вопроса с производством собственных петель и замков. Есть фабрика, внутри которой создается много продуктов, какие-то — самостоятельные, какие-то — совместно с европейскими партнерами. С прошлого года они работают над тем, чтобы выпускать собственный продукт: дверные ручки, замки и др. Фурнитуру дома, в России. Планировалось, что это произойдет осенью, но сейчас события форсируются. Ориентируемся, что российская качественная фурнитура появится в рознице уже этим летом. Так что мы максимально переориентируемся на отечественного производителя.
Конечно, многие дверники серьезно пострадали от «ухода» европейских производителей покрытий, сырья и фурнитуры. Думаю, это коснулось и мебельного, и всех остальных производств. Некоторые заводы стоят. От этого не весело. Посмотрим, что будет дальше. Совершенно точно, что чистка будет жесткая, жестче еще не было, мне так кажется…
«ДЛЯ СЕБЯ Я СТАВИЛА ЗАДАЧУ НАЙТИ ПЛОЩАДКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ, ИСПОЛНЕНИЯ СВОЕЙ МЕЧТЫ — ЗАПУСКА СОБСТВЕННОГО КОНТРАКТНОГО ПРОИЗВОДСТВА, НО ВЫСТАВКА НАМ В ЭТОМ НЕ ПОМОГЛА. МЫ РЕШАЛИ ЭТОТ ВОПРОС ЗА ПРЕДЕЛАМИ MOSBUILD-22, ПОСЕЩАЛИ ЗАВОДЫ, ПРИВЕЗЛИ ИЗ МОСКВЫ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ»
Еще одна «боль», которую мы увидели, — это люди. Всегда актуальная для России проблема. Мы были на одном из крупнейших дверных производств, на котором производят двери для многих торговых марок. У них большая производственная площадка, крутые станки, но с людьми вопрос не решен, наблюдается кадровый голод. Находясь там, я понимала, что на каких-то позициях должны работать два, три, четыре человека, а не один. Отсюда вопросы по срокам. А ведь эти производства находятся в глубинке, людям готовы платить нормальную для этих мест зарплату, но работать они не готовы.
— Какую цель лично вы ставили для себя, отправляясь на MosBuild?
— Цель моей поездки была посмотреть, как крупные игроки поведут себя в сложившейся ситуации, и я утвердилась во мнении, что все идет правильно. Участие в выставке вовсе не показатель, что у компании все хорошо или плохо. В этот раз у меня есть ощущение, что как раз таки те, у кого все в порядке, пропустили MosBuild-22, так как активно работают и перестраиваются на новые темпы производства.
Для себя я ставила задачу найти площадку для развития, исполнения своей мечты — запуска собственного контрактного производства, но выставка нам в этом не помогла. Мы решали этот вопрос за пределами MosBuild-22, посещали заводы, привезли из Москвы несколько идей. Сейчас находимся в процессе заключения контракта. Думаю, к концу года сделаем что-то простое, понятное и интересное. Так что двери и ручки будут. И мы примем участие в том, чтобы это точно произошло красиво и качественно.
Сейчас время для роста людей, которые готовы брать ответственность за свои быстрые решения и смелые действия!