В КРАСИВОМ ДОМЕ, ДЕКОРИРОВАННОМ СО ВКУСОМ, МЫ ЧУВСТВУЕМ УЮТ И ГАРМОНИЮ. В ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО ХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ, ОТДЫХАТЬ И ТВОРИТЬ. ДЕКОР — ЭТО ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ ИНТЕРЬЕР ЗАВЕРШЕННЫМ И ПРИДАЕТ ЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. КРОМЕ ТОГО, С ПОМОЩЬЮ ДЕКОРА МОЖНО МЕНЯТЬ ХАРАКТЕР ИНТЕРЬЕРА, НЕ ДЕЛАЯ МАСШТАБНЫХ ПЕРЕСТАНОВОК. МЫ ВЫЯСНИЛИ, КАКИЕ СОВЕТЫ ДАЮТ ДЕКОРАТОРЫ СЕГОДНЯ И ПОЧЕМУ ИДЕИ ИЗ ПРОШЛОГО СТАЛИ СНОВА АКТУАЛЬНЫ.
ОТ ЯИЦ СТРАУСА ДО ТЕЛЕВИЗОРА
Человек издавна стремится к прекрасному. Желание украшать свое жилище возникло у людей еще до того, как появились привычные нам дома. Например, раскопки первобытных стоянок людей, живших в теплых регионах, показали, что даже поляна с костровищем посередине, которая служила жильем, уже была «декорирована» скорлупой страусиных яиц с рисунками на них.
Тысячи лет назад мастера оформляли резьбой и узорами посуду, делали украшения из клыков зверей, раковин и камней, занимались росписью. В этих работах они отражали свое представление об эстетике, гармонии человека и природы.
С развитием эволюции и техники появляются более сложные способы декорирования, сочетающие разные методы: орнамент и изображение, скульптуру и роспись, различные по фактуре и текстуре материалы.
Древние египтяне украшали дворцовые интерьеры различными типами колонн: пальмовидными, папирусои лотосообразными. Они внедряли пилоны, мачты с флагами, «египетский» карниз. Широко применяли рельефы, роспись и облицовку многоцветными фаянсовыми плитами, инкрустацию и позолоту.
В античной Греции и Риме мастера декорировали помещения мозаикой, лепниной, скульптурами. Также в оформлении жилья состоятельных людей участвовали специалисты по бронзовому литью, токари, граверы, чеканщики, резчики по дереву и слоновой кости. Вдохновляла их сама природа. Орнаменты были простые: изломанные линии, геометрические фигуры, переплетение ветвей и трав.
Вазы и амфоры, безусловно, главный элемент декора в Древней Греции. Они могли быть в виде женской головы, фигурки сфинкса или выходящей из пены Афродиты. Вазы украшали сюжетами из мифов и легенд.
В Средневековье декорирование проникло во все виды искусства: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, гравюру, витраж, фреску и кузнечное дело. С развитием технологии производства стекла появились кованые витражные окна. Яркий пример того времени — фасады Собора Парижской Богоматери, заполненные витражами.
На Руси тоже любили украшать жилье. Даже лаконичные по форме интерьеры богато декорировали резьбой, росписью, текстилем. Хохлома, гжель, вышивание, резьба по кости и дереву, кружевоплетение — эти элементы применяли в декоре русского дома. Над окном устанавливали широкие полки, на которые выставляли красивую посуду, шкатулки. Сами окна обрамляли рушниками. Кровати часто были с резными спинками. Их застилали яркими лоскутными покрывалами и украшали множеством подушек. В интерьере часто присутствовали сундуки с ручками.
Когда в конце XVIII века Наполеон начал свой поход в Египет, внимание европейцев привлекли египетские мотивы. Эти идеи нашли отражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели.
Спустя еще 100 лет на Всемирной выставке в Париже мир узнает о стиле модерн. Из его особенностей — отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. Лучшие художники того времени создают прекрасные образцы книжной графики, предметов интерьера, керамики, стекла. Сегодня предметы эпохи модерна хранятся в музейных коллекциях.
В XX веке, особенно в поствоенное время, интерьеры были лаконичными, с четким порядком, ничего лишнего: декор небольших пространств за малые деньги. Люди делали упор на сохранение семейных ценностей: черно-белые фото в простых рамках — основное украшение жилья. Позже — плакаты, отражающие научные открытия и достижения в покорении космоса.
В СССР в 50–60-х телевизор и ковер на стене — главные элементы декора и символы достатка. Позднее в качестве украшения комнаты выступают чайный сервиз и хрустальные бокалы, выставленные, как на витрине, за стеклянными фасадами серванта.
Благодаря техническому прорыву в XX веке приемы декорирования развивались и совершенствовались очень быстро. Со временем разного «декора» появилось настолько много, что рынок насытился товарами массового производства. Желая донести творения мастеров до всего населения, возник конвейер, который штамповал «идеи». Во многом это привело к неразборчивости и безвкусице.
НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Пандемия превратила наши дома в рабочие зоны, где каждому нужен свой уголок для работы или учебы. Один из трендов последних лет — создание уютных микрокабинетов. В зависимости от задач в таком пространстве актуально повесить мотивирующие постеры, вдохновляющие картины, добавить ярких подушек, чтобы время от времени отвлекаться от рутины.
Даже на удаленке многие работают в высоком темпе при плотном графике. Общения с природой, которая является огромным источником для восстановления сил и энергии, не хватает. Поэтому в моде сейчас землистая палитра и натуральные материалы, мягкие несовершенные формы и плавные линии, заимствованные из мира природы. Все это хорошо успокаивает нервную систему, перегруженную стрессами.
Сегодня популярен чувственный дизайн, создание собственного мира с набором деталей. Идеально вылизанный интерьер — в прошлом. Декораторы советуют украшать жилье теми элементами, которые несут пользу, радость и поддерживают эмоциональное состояние хозяев. Детали декора должны дарить приятные эмоции именно вам, а не выставляться напоказ ради послания «у меня не хуже, чем у соседа»
В связи с тем что декор многих западных компаний теперь недоступен из-за санкций, в Россию возвращается мода на винтаж. Тренд на осознанное потребление дает вторую жизнь старым предметам. Модные детали теперь ищут не только в новых кол- лекциях дизайнеров и брендов, но и на блошиных рынках. Например, разноцветные блюда и бокалы, популярные в эпоху СССР, актуальны сегодня. Декораторы в этом году предложили разнообразить убранство дома стеклянными предметами насыщенных цветов.
Становятся востребованными произведения отечественных дизайнеров, керамистов, художников. Эти работы добавляют в интерьер новый смысл и атмосферу.
Например, основательница бренда «Нежно» Лена Медведева создает тарелки и пиалы асимметричных форм, крупные скульптурные вазы и арт-объекты для интерьера. Ее творения имеют мягкие формы и спокойные цвета и вдохновляют на красивую повседневность.
Объекты питерской художницы-керамиста Ирины Веселовой возвращают в беззаботное детство. Она выпускает фигурки, напоминающие игрушки из «Kinder Сюрприз», лошадок на колесиках и матрешек в разных интерпретациях.
Московский бренд Agami Ceramics во главе с Марией Гельмановой и Ольгой Кукоба производят уютную посуду из керамики. Команда сама разрабатывает цвета глазури, использует безопасные материалы и стремится к безотходному производству.
Екатерина Хамудисова, художница-керамист из Москвы, создает функциональные керамические скульптуры ручной работы: чашки, лейки, стаканы, вазы и горшки для цветов. Изделия часто сочетают контрастные цвета и необычные детали, например, асимметричные отверстия, скульптурные ручки и кольца, напоминающие пирсинг.
Работы лучших представителей российского рынка предметного дизайна можно найти на маркетплейсе Manner&Matter, который не так давно был создан в России. Его цель — представить и поддержать эксперименты дизайнеров, ремесленников и небольших студий и найти покупателей. Здесь мастера представляют свою керамику, аксессуары, подарки и украшения. Все, что передает тепло человеческих рук, все, что сделано людьми, а не машинами, на пике популярности.
На фото: объекты художника-керамиста Ириной Веселовой напоминают о беззаботном и веселом периоде детства
ДЕКОР ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ
Мало просто расставить по квартире модные вазочки или повесить дорогую картину, чтобы «декорировать» интерьер. Важно найти те формы, цвета, фактуры, которые будут подходить именно вам, настраивать вас на нужный ритм жизни в этом доме.
Немецкий писатель Герман Гессе говорил: «Все эти безделушки, все эти модные предметы роскоши — вовсе не чепуха, не выдумка корыстных фабрикантов и торговцев, а полноправный, прекрасный, разнообразный маленький, или, вернее, большой мир вещей, имеющих одну единственную цель — служить любви, обострять чувства, оживлять мертвую окружающую среду»
Поверим ему и попробуем оживить пространство вокруг себя. Допустим, у вас есть некий набор декора — сувениры из поездок, диванные подушки, статуэтки, оригинальные цветочные горшки, часы, свечи и что-то еще другое. Как гармонично разместить все это в квартире, чтобы она не напоминала музейные залы? Профессиональные декораторы предлагают следовать нескольким правилам.